понедельник, 27 мая 2013 г.

Оскорблённые чувства

Была у нас ситуация, когда ребенок проходил в дом в грязных ботинках. Меня беспокоило такое грубое нарушение, казалось бы очевидных, правил. Каждый раз я шумела, шугала, напоминала, грозила. Наконец, мне надоело, я обиделась и наказала ребенка, отобрав какую-то привилегию. Проблему решили, забыли.

Потом в обществе поднялась буря по поводу оскорбления чувств верующих и даже был придуман закон. Это меня заставило посмотреть на всю ситуацию с другой стороны и я сделала два вывода уже в другой плоскости - в области взаимоотношения родителей и подростков.

Во-первых, родителям нужно осторожно выбирать объекты для критики в жизни и характере подростка. Чаще всего то, что мы яростно критикуем, не так уж и важно для развития подростка. Просто то, что мы критикуем – это то, что больше действует нам лично на нервы: какую музыку они слушают, выключают ли свет, стригут ли ногти как надо? Важно не цеплять подростка на основании своих собственных предрассудков; это приведет к ненужному конфликту.

Во-вторых, если родители не будут осторожны с критикой, они выработают у себя и у детей ненужный рефлекс – ожидание неудачи. Особенно это касается женщин, которые любят говорить «тысячу раз...» У родителей есть привычка считать детские оплошности. Родитель сообщает: «Ты уже месяц не моешь посуду», «Ты третий раз забываешь вынести мусор», «Пятый раз тебе говорю: принеси всё грязное в стирку!» Что впечатывает родитель в мозг ребенка? А то, что родитель ожидает, что ребенок оплошает.

Родители могут быть уверены, что то, что они видят плохого или несовершенного в своих детях, является временным. Всё видимое не стоит на месте, а постоянно меняется. И у родителя есть выбор поощрять деградацию или создать условия для развития. «Я знаю, ты опоздал в школу не в первый раз, но я также знаю, что ты растёшь и постепенно становишься ответсвенным человеком. Я уверен/а, ты изменишься, повзрослеешь, хотя сейчас по твоему поведению этого не видно. Но я представляю, как ты ...»

Положительные ожидания, предвкушение побед, а не провалов, вдохновляют, заставляют взглянуть на себя по-новому, вообразить себя успешным и ответственным человеком, и набраться сил для того, чтобы изменить в себе что-то уже сейчас.

Мой сын постоянно делал резкие замечания сестре, и я обнаружила, что я постоянно сообщала ему отрицательные ожидания: «ты не успел! ты забыл! ты опоздал!» Мне пришлось изменить себя, прежде чем приступить к их конфликту. Ему самому не нравится обижать сестру и по мере взросления он изменит свой способ общения. Об этом я ему и сказала.

Бесполезно говорить: «не критикуй! не оскорбляй ее чувства! не выражай свое мнение так грубо!» Вера, надежда, любовь в сердце человека создают иное отношение и подсказывают добрые, созидающие слова: «В один прекрасный день ты перестанешь нападать на свою сестру». Всё: давление снято! Подростки не любят, когда от них требуют что-то сделать или изменить «прямо сейчас!» Это потому, что им не хватает самоконтроля, чтобы не поступать так, как они того сами не хотят. Они сами себе не нравятся в роли критиканов и грубиянов, это портит их настроение, но у них пока внутренних душевных сил маловато.  Кроме того, они борются с химерами своих подростковых комплексов, а тут еще родители со своей критикой!

Если подросток неверующий, тем не менее, родитель может вселить уверенность в него: «Друг, я в тебе не сомневаюсь. Если ты даже подведешь себя, меня, я знаю, что Бог будет продолжать хранить и любить тебя и помогать тебе изменяться в лучшую сторону.»

Своим негативом и криткой родитель может поставить непреодолимую для подростка гору между ним и Богом. Потому что Бог говорит: «Приди такой, как ты есть.» А родитель может заявлять: «Я не понимаю, не принимаю тебя потому, что ты поступаешь не так, как написано в книге. Ты не делаешь того, что я, или теология, тебе прописали.» Подростку необходимо испытать, что такое любовь Божия через ощущение того, что его принимают полностью таким, каков он есть, любят, ждут, всегда надеются.

На детской площадке вы увидите ребенка-нумейку и ребенка свободно и уверенно владеющего своим телом. Остановитесь и прислушайтесь к словам их родителей. Вы увидите около первого гипер-опекуншу бабушку: «не трогай! не залезай! убьешься!» Рядом со вторым ребенком будет страхующий, но ободряющий родитель: «Так, так, поставь ногу туда, а руками зацепись, не бойся, я здесь! Молодец, я же говорил, у тебя получится!»

Шаг за шагом родителям нужно в себе развивать ожидание упеха. Корень проблемы не во отношениях с подростком – это вершки! Корешки в отношении родителя к самому себе. Если человек не уверен в себе, не нравится самому себе – он беспомощен в отношениях с детьми.

Такому родителю нужно признать, что его/её отношение к подростку отражает только его/её собственный характер. Реальность не требует такого критического или отрицательного отношения к ребенку. Родителю придется переступить через собственное «я» и сознаться: «Мои чувства и ощущения реальны для меня, но реалии жизни отличаются от моего внутреннего восприятия.»


Больше всего на свете подростку нужны родители, которые верят в него. 
А сознание того, что неприятное поведение или отношение подростка может измениться и изменится, поможет родителям добрее относиться к подрастающему поколению. 
Великие города строились не в одночасье. 
Люди веры молились и ждали годами, десятилетиями, прежде чем могли увидеть плоды своих трудов. 
Была б волшебная палочка...
Но интереснее расти и меняться изнутри,
 открывая для себя тайну надежды и преодоления себя. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий